Предметом такого исследования являются представления и понятия клиента о проблемной ситуации, их связи между собой и с Я-образом.
Методология строится на теории отражения. Объясню поподробнее. Для того, чтобы представить апельсин, человеку не требуется каждый раз, пред этим действием, смотреть на этот цитрус. Те представления, что человек имеет об апельсине (какого он цвета, формы, вкуса и т.п.) - есть результат отражения перцептивного (чувственного) или понятийного (через чье-то описание) опыта. То, что человек видел, с чем имел опыт взаимодействия или что-то слышал и ярко переживал, отражается в психике, закрепляется в памяти и воспроизводится при восприятии ассоциативных стимулов.
Однако в результате мыслительных операций представления об одном объекте или явления могу переноситься на другие (проекция или обобщение), какие-то могут вытесняться или игнорироваться, как неадаптивные психологические защиты, впервые описанные З.Фрейдом (потому что страшно об этом подумать), какие-то представления могут быть искажены или вовсе не соответствовать действительности ("потому что так мама говорила, а я все это время ей верил"). Поэтому на консультации мы изучаем представления и понятия о проблемной ситуации у обратившегося за консультацией.